База знаний

Как начать свой бизнес на OZON

Начало продаж на известном маркетплейсе Озон может показаться сложной задачей. Но на самом деле это не так! При правильной подготовке и знаниях нюансов этот процесс может стать довольно простым. Для вашего удобства мы раскроем принцип работы и дадим пошаговую инструкцию для начала продаж на Ozon.

Подготовка к выходу на маркетплейсы

Вам необходимо определиться с продаваемыми товарами, их категорией и выбрать форму ведения бизнеса
Вести продажи могут индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятые и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Рассмотрите отличия и выберете оптимальную для вас форму ведения бизнеса.
Если вы собираетесь регистрировать ИП для бизнеса на Озон, сразу указывайте корректный код ОКВЭД – 47.91: Торговля розничная по почте.
Подготовка документов, подтверждающих качество товаров
Вы можете узнать и получить список необходимых документов и выяснить, требуется ли вашим товарам обязательная сертификация, в аккредитованном центре сертификации.
Для вашего удобства предоставляем таблицу сертификации, из которой можно узнать какие именно документы необходимо получить для реализации той или иной категории товаров.
Если товар НЕ подлежит обязательной сертификации
• Добровольный сертификат соответствия (ДСС);
• Отказное/информационное письмо (ОП) — официальный ответ территориальных учреждений Росстандарта и органов по сертификации, который подтверждает, что продукция не подлежит обязательной сертификации или декларированию.
Если товар подлежит обязательной сертификации
• Свидетельство о государственной регистрации (СГР);
• Регистрационное удостоверение (РУ);
• Декларация о соответствии (ДС);
• Сертификат соответствия (СС).
Самозанятые
• Товары собственного производства;
• Нельзя получать сертификаты на товар;
• Доход в год не более 2.4 млн ₽;
• Нет сотрудников.
ИП
• Нельзя заниматься госслужащим и военным;
• Можно быть сотрудником и открыть ИП;
• Платит ежегодно страховые взносы.
«ООО»
• Общая система налогообложения;
• Выручка более 100 млн ₽;
• Бизнес с партнёром;
• Крупный импорт.

Регистрация личного кабинета на OZON

Порядок шагов для регистрации личного кабинета:
• Зайти на сайт Озон для продавцов https://seller.ozon.ru/;
• Нажать на кнопку «Стать продавцом»;
• Указать и подтвердить номер телефона;
• Выбрать свою страну и тип аккаунта (потом изменить будет нельзя);
• Заполнить необходимые данные в зависимости от типа аккаунта;
• Ввести название магазина, которое будет видно покупателям;
• Добавить категорию товаров;
• Внести паспортные данные и адрес регистрации;
• Добавить свои банковские реквизиты.
По завершению вышеперечисленного остается пройти проверку и подтвердить свою учетную запись, следуя инструкциям, которые будут отправлены на указанный вами e-mail. И подписать договор-оферту с Озон, чтобы стать продавцом.

Загрузка сертификатов качества в личный кабинет

Для вашего удобства раскроем последовательность данного действия. Зайдите в личный кабинет. Вкладка «товары и цены» -> «сертификаты качества». Нажимаете «добавить сертификат».
Заполните:
• Тип документа;
• Тип соответствия требованиям;
• Название документа ( по желанию для удобства поиска);
• Срок действия сертификата.
В блок скан-копия сертификата добавьте фото или копию документа. Если он состоит из нескольких страниц, необходимо загрузить все. Добавьте товары вручную или загрузите в XLS-файле и нажмите «добавить сертификат».
Как выбрать подходящую схему:
• Схема FBO требует от продавца только регулярную поставку товара на склад. Все остальное Озон берет на себя (доставка, размещение продукции на складе, отслеживание заказов, сборка и упаковка заказов). Данная схема подходит тем, кто хочет сосредоточиться на производстве или поставках товара, а все остальное делегировать маркетплейсу. Однако, не все товары подходят для схемы FBO, ознакомиться с критериями можно на официальном сайте.
• При схеме FBS продавец должен самостоятельно отслеживать заказы, собирать их и привозить в удобный ему пункт приёма маркетплейса. При данной схеме Озон доставляет заказы до покупателя, все остальное ложится на продавца (размещение продукции на складе, отслеживание заказов, сборка и упаковка заказов). Продавец хранит товары у себя: на складе, в гараже или даже в собственной квартире. Когда покупатель сделал заказ, продавец собирает посылку и в назначенное время передаёт её курьеру или отвозит в пункт приема товаров. Такая схема удобна в случае продажи товаров, которые невозможно размещать на складе маркетплейса, а также крупногабаритных. Однако, при FBS тоже есть ограничения для некоторых категорий товаров.
• При realFBS Озон используется исключительно как торговая площадка для размещения товара. Все остальные процессы берёт на себя продавец. Используя схему realFBS, можно продавать товары, для которых не подходят схемы FBO и FBS, а также те, которые нуждаются в дальнейшей сборке или в очень быстрой доставке (мебель, живые цветы, продукты и т.д.).

Выбор подходящей схемы продаж

На OZON действуют три схемы для работы продавцов:
• FBO - продажи со склада маркетплейса;
• FBS - продажи со своего склада;
• realFBS - продажи со своего склада с доставкой сторонними перевозчиками.

Создание карточки товара

Несколько советов по заполнению карточек:
• Заполните карточку максимально;
• Название должно быть информативным и содержать ключевые слова;
• Подробно опишите товар, его характеристики и преимущества;
• Используйте качественные изображения и фото с разных ракурсов;
• Определите (анализируя рынок и конкурентов) и установите конкурентоспособную цену, учитывая все затраты и маржу.
Зайдите в раздел «товары и цены» и выберете пункт «добавить товары». Для каждого товара нужно будет выбрать необходимые данные: тип, категорию. Ввести название, создать артикул, сгенерировать штрихкод, внести габариты упаковки и указать действующую цену и цену до скидки.
Загружаемые фото и видео должны полностью соответствовать правилам Озон, а текст - подробно описывать товар и быть продающим. Проанализируйте, с помощью каких слов и формулировок покупатели будут искать ваши товары, внесите их в раздел «ключевые слова».
Карточки можно заполнить как вручную, так другими способами. Например, через XLS-шаблон. Этот вариант оптимален, если у вас много товаров, т.к. здесь в одном файле можно добавить сразу все товары из одной категории.

Подготовка и реализация товара согласно выбранной схеме продаж

FBS
• Для работы по схеме FBS необходимо создать свой виртуальный склад, т.е. место, где хранится ваш товар. Настроить график работы и указать количество дней необходимых на сборку. Выбрать метод доставки, которым вы будете отгружать товары. Соберите заказы, соблюдая требования Озон к упаковке товаров.
• Вы можете передать отправления 2 способами:

- самостоятельно в пункт приема;

- при помощи курьера (если в вашем населенном пункте есть такая услуга). Для передачи отправлений также понадобится штрихкод отгрузки из личного кабинета.
• После отправки товаров данным способом необходимо обновить остатки на вашем складе (в личном кабинете Озон).
FBO
• При работе по FBO поставка товара начинается с распечатки штрихкодов товаров и с заполнения электронного документа-заявки. В заявке указывается товар, его количество, а также куда именно вы его повезете. Существует два типа заявок с различающимся дальнейшим порядком действий.
• Заявка на поставку товаров на конкретный склад Озон. Если вы планируете самостоятельно доставить товар, обязательно проверьте выбранный склад на наличие ограничений на приемку товаров определенных категорий и габаритов. Добавьте в заявку товары поштучно или массово (с помощью шаблона), выберете день и время отгрузки. Ваши товары должны быть упакованы согласно требованиям маркетплейса.
• Заявка на поставку товаров через ВРЦ Озон. ВРЦ - это виртуальный распределительный центр Озон. Здесь маркетплейс распределяет товары по тем складам, где на них будет больший спрос. В данном случае отличаем является то, что продавец выбирает интервал от 1 до 14 дней, после чего система подбирает склады и время поставки, которое необходимо согласовать.
• Склады Озон работают по системе пропусков, поэтому вам будет необходимо указать реквизиты машины, водителя и количество грузовых мест. При необходимости создайте универсальный передаточный документ (УПД), без него не получится отгрузить товары определенных категорий. Помимо самостоятельной доставки вам можно выбрать доставку Озон, при использовании которой вам нужно будет привезти поставку в удобную точку отгрузки, и Озон довезет её до склада размещения кросс-докингом. Эта услуга платная.

Использование аналитики в личном кабинете

Используя данные из аналитики, вы можете принимать более обоснованные решения, которые помогут вам увеличить объем продаж и улучшить общий бизнес-процесс на платформе Озон.
Раздел аналитики «что продавать на Озон»:
• Изучение спроса;
• Анализ популярных товаров;
• Оценка конкуренции.
• Ваше место в рейтинге по продажам относительно других продавцов данной категории.
Аналитика площадки:
• Анализ трендов;
• Оценка пользовательской активности;
• Портрет потенциального покупателя;
• Ваше место в рейтинге по продажам относительно других продавцов данной категории.
Аналитика продавца:
• Данные о количестве проданных товаров, выручке и динамике продаж по времени;
• Информация о возвратах товаров, помогающая выявить проблемные позиции;
• Данные о количестве просмотров и покупок, помогающие оценить эффективность товарных карточек;
• Источники трафика, позволяющие оптимизировать свои рекламные кампании и увеличить видимость товаров;
• Доступ к информации о товарах конкурентов.
Благодаря данным в разделе «аналитика» можно узнать, какие именно товары интересуют пользователей маркетплейса. Используйте эти данные для увеличения своих продаж.
Обратите внимание на то, что без Premium-подписки будет доступен только раздел «аналитика продавца». В данном разделе легко отследить воронку ваших продаж и выявить наиболее выигрышные позиции. При использовании Premium-подписки вам будут доступны также разделы: «аналитика площадки» и «что продавать на озон».
Продвижение товара на OZON и участие в акциях
Продвижение поднимает ваши товары в поисковой выдаче, категориях, карточках товаров и на других страницах Озон, увеличивая их видимость. Данная услуга доступна к настройке и оплате внутри личного кабинета Озон. Продвижение имеет несколько инструментов, рассмотрим их подробнее.
Помимо инструментов продвижения повысить продажи поможет участие в акциях и распродажах, регулярно проходящих на Озон. В отличии от продвижения участие в акциях бесплатно, однако все скидки будут проходить за ваш счёт. Вы можете присоединяться к акциям, которые проводит Озон или создавать свои.
Вывод в топ
Этот инструмент показывает ваш товар только на первых двенадцати местах в поисковой выдаче.
Трафареты
Это инструмент автоматического подбора места показа: в поисковой выдаче, категориях, на страницах промо-подборок товаров или в рекомендательных блоках.
Продвижение в поиске
Благодаря данному типу продвижения товар отображается на более высоких позициях в поисковой выдаче, категориях, в рекомендательных блоках и на трафаретных позициях.
Возможности Premium-подписки
Данная услуга платная и подключить ее могут только продавцы, у которых средняя оценка товаров не ниже 4,5. Premium-подписка дает ряд преимуществ в работе на площадке Озон.
Новые возможности:
• Подъем в поиске товаров с выгодным индексом цен;
• Заметный бейдж «Premium-продавец» с отметкой качества;
• Приоритетная поддержка в чатах;
• Отсутствие блока с рекомендациями на вашей витрине (благодаря этому покупатели не увидят товары других продавцов);
• Чаты с покупателями по активным заказам;
• Доступ к продвинутой аналитике;
• Обучение в Ozon University.